logos5

Кто такой Карамзин

«Русская литература знала писателей более великих, чем Карамзин, знала более мощные таланты и более жгучие страницы. Но по воздействию на читателя своей эпохи Карамзин стоит в первом ряду, по влиянию на культуру времени, в котором он действовал , он выдержит сравнение с любыми, самыми блестящими именами».
А.С. Пушкин называл Карамзина «великим писателем во всём смысле этого слова». Роль Карамзина в истории русской культуры велика: в литературе он проявил себя как реформатор, создал жанр психологической повести; в журналистике заложил основы профессионализации писательского труда, создал образцы основных видов периодических изданий; как просветитель он сыграл огромную в формировании грамотного читателя, приучал женщин к чтению на русском языке, ввел книгу в домашнее образование детей.
В 1789 году Карамзин опубликовал первую повесть «Евгения и Юлия». В этом же году он отправляется за границу. В Европе Карамзин был накануне Французской революции. В Германии он встречался с Кантом, во Франции он слушал Мирабо и Робоспьера. Эта поездка оказала определённое воздействие на его мировоззрение и дальнейшее творчество. После возвращения из-за границы Карамзин сближается с Г.Р. Державиным, А.М. Кутузовым. Под влиянием А.М. Кутузова он знакомится с литературой английского предромантизма, хорошо ориентируется в литературе французского просвещения (Вольтер, Ж.Ж.Руссо). Карамзин начинает издавать журнал «Московский вестник». На страницах этого журнала он публикует свои произведения «Письма русского путешественника» (1791-1792), повести «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792) и другие.
В 1803 году Н.М. Карамзин получает официальное назначение на должность придворного историографа, начинает работать над «Историей государства Российского» и работает над ней до конца своей жизни. «История государства Российского» печаталась по томам, вызывала большой интерес у публики. Вяземский отмечал, что Карамзин своей «Историей…» «спас Россию от нашествия забвения, воззвал её к жизни, показал нам, что у нас отечество есть».
Н.М. Карамзин за этот труд был награжден чином статского советника и орденом св. Анны 1-й степени. С большим успехом Карамзин читал отрывки из «Истории…» в некоторых частных домах, в частности у С. П. Свечиной. 28 января 1818 вышла в свет «История государства Российского» с посвящением Александру I (СПб., 1818. Т. 1–8; 2-е изд. СПб., 1818–1820). Этот труд вызвал огромный интерес современников. Сразу же вокруг «Истории…» Карамзина развернулась широкая полемика, отразившаяся в печати, а также сохранившаяся в рукописной литературе. Подвергалась критике историческая концепция Карамзина, его язык (выступления М. Т. Каченовского, И. Лелевеля, Н.С. Арцыбашева и др.), его политические взгляды (высказывания М.Ф. Орлова, Н.М. Муравьева, Н.И. Тургенева). Многие встретили «Историю…» восторженно: К.Н. Батюшков, И.И. Дмитриев, Вяземский, Жуковский и др.
5 декабря 1818 Н.М. Карамзин выступил с «Речью, произнесенной на торжественном собрании императорской Российской Академии» в связи с избранием в ее члены. Особое внимание здесь уделялось проблемам национального своеобразия русской литературы, говорилось о «народном свойстве россиян». В 1819 Карамзин вновь выступил на заседании Российской Академии с чтением отрывков из т. 9 «Истории…», посвященного царствованию Ивана Грозного. В 1821 вышел из печати т. 9 его труда, в 1824 – т. 10 и 11; т. 12, последний, содержавший описание событий до начала XVII в. Карамзин не успел завершить (издан посмертно в 1829).
Появление новых томов, показывавших деспотизм Ивана Грозного и повествовавших о преступлении Бориса Годунова, вызвало оживление полемики вокруг труда Карамзина. Показательно отношение А.С. Пушкина к Карамзину и его деятельности. Познакомившись с историографом еще в 1816 в Царском Селе, Пушкин сохранял к нему и его семье уважение и привязанность, что не мешало ему вступать с Карамзиным в достаточно резкие споры. Приняв участие в полемике вокруг «Истории…», Пушкин горячо выступил в защиту Карамзина, подчеркивая общественное значение его труда и называя его «подвигом честного человека». Свою трагедию «Борис Годунов» Пушкин посвятил «драгоценной для россиян памяти» Н.М. Карамзина.
К восстанию декабристов Карамзин отнесся с неодобрением, но был одним из немногих, предпринявших попытку заступиться за осужденных перед Николаем I, сказав ему, что «заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века»3. Еще при жизни Карамзина его произведения, включая «Историю…», переводились на иностранные языки. Деятельность Карамзина, возглавившего в России целое литературное направление – сентиментализм, и впервые сблизившего историографию с художественным творчеством, разными сторонами постоянно привлекала к себе внимание Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. С именем Карамзина связан особый этап развития русской культуры.
В одном из последних писем министру иностранных дел России Карамзин писал « Приближаясь к концу своей деятельности , я благодарю Бога за свою судьбу. Может быть, я заблуждаюсь, но совесть моя покойна. Любезное Отечество ни в чем не может меня упрекнуть. Я всегда был готов служить ему, не унижая своей личности, за которую я в ответе перед той же Россией. Да, пусть я только и делал, что описывал историю варварских веков, пусть меня не видали ни на поле боя, ни в совете мужей государственных. Но поскольку я не трус и не ленивец, я говорю: «Значит так было угодно Небесам» и, без смешной гордости моим ремеслом писателя, я без стыда вижу себя среди наших генералов и министров»
. По мнению Ю.М. Лотмана, основная мысль этого письма – «утверждение литературы как высокого патриотического дела». Вторая, не менее важная мысль — «… Россия нуждается в человеческом достоинстве…». Карамзин выражал духовное содержание эпохи, когда один век приходил на смену другому. С одной стороны, он выступил как завершитель «главы школы» русского сентиментализма, с другой стороны стал создателем новой области в литературе – исторической прозы. Велики его заслуги в области реформирования русского языка. «Как не менялись воззрения Карамзина на протяжении его жизни, идея прогресса оставалась их прочной основой. Выражалась она в представлении о непрерывности совершенствования человека и человечества». По мнению Карамзина, счастье человечества лежит через усовершенствование отдельной личности. «Основной двигатель здесь не мораль (как считали масоны), а искусство(…). И наставлять современников в искусстве жить Карамзин считал своей первоочередной задачей. Он хотел осуществить как бы вторую петровскую реформу: не государственного быта, не внешних условий общественного существования, а «искусства быть собой» — цель, которую можно достичь не усилиями правительства, а действиями людей культуры, прежде всего писателей . Важнейшую часть этой программы составляла реформа литературного языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества».
В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Н.М. Карамзин опубликовал статью «Отчего в России мало авторских талантов». В статье отмечалось, что уровень развития словесности есть показатель уровень просвещения. Между тем современный Карамзину язык не передает гражданских и нравственных понятий, не пригоден для передачи тонких движений души. Творчество Карамзина оказало существенное влияние на развитие русского литературного языка. Он стремился не использовать церковнославянскую лексику и грамматику, а обращаться к языку своей эпохи, языку «обычных» людей, использовать в качестве примера грамматику и синтаксис французского языка. Одним из первых Карамзин стал использовать букву Ё, ввел новые слова (неологизмы) (благотворительность, влюбленность, впечатление, утонченность, человечный и др.), варваризмы (тротуар, кучер и др.).
Следуя идеям сентиментализма. Карамзин подчеркивает роль личности автора в произведении и воздействие его воззрения на мир. Присутствие автора резко отличало его произведения от повестей и романов писателей классицизма. Следует отметить наличие художественных приемов, которые чаще всего использует Карамзин, чтобы высказать свое личное отношение к предмету, явлению, событию, факту. В его произведениях много перифразов, сравнений, уподоблений, эпитетов. Исследователи творчества Карамзина отмечают напевность его прозы за счет ритмической организации и музыкальности (повторы, инверсии, восклицания и др.). Реформы в поэзии разворачивались в сторону романтизма – стихи становились проводниками обычных «средних» эмоций обычного человека, начинали соответствовать уровню понимания им жизни. Разговор о жизни вел к психологизации поэзии (на уровне «малых средств», «тихих ходов»).

(По материалам сети Интернет; работам Козлова В., Лотмана Ю., Муравьева В., Осетрова Е., Успенского Б., Шмидта С, Эйдельмана Н. и др.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.